Личностный рост

Какие цели личностного роста люди перед собой ставят

Samye nuzhnye celi lichnostnogo rostaРазвитие личностных качеств — цель тренинга личностного роста. Личностный рост.

  • Работать над собой можно как самостоятельно, так и посещая специальные тренинги личностного роста, которые иногда бывают отдельно для женщин и мужчин.

В любом случае, цели  и личностный рост перед собой вы будете ставить примерно одни и те же. Первая из них — научиться эмпатии. Эмпатия — это умение объективно воспринимать и понимать точку зрения, отличную от вашей. Это, в свою очередь, позволяет увидеть намного больше в собственном мировоззрении.

  • Уверенность в себе.

Исследования показывают, что уровень интеллекта человека — не самый важный фактор для успеха. Самыми главными оказываются следующие три фактора:уверенность в себе, умение ставить цели и целеустремленность. Самооценка человека, или его уверенность в себе — это, по сути, то, что он думает сам о себе. Зачем нужно повышать уверенность в себе? Потому что между ней и успехом очень высокая взаимосвязь.

  • Умение активно слушать.

Активно обучайтесь уделять внимание другим людям и демонстрировать им, что вы по-настоящему цените их мнение и то, что они говорят. Делайте выбор в пользу активного слушания, открытых вопросов, ваши мимика и жесты должны выражать поддержку. И не отвлекайтесь ни на что, что может помешать вам слушать.

Самосовершенствование — лучший тренинг личностного роста для женщин

Chto dast horoshij trening lichnostnogo rosta

  • Сделайте страх своим другом.

Чтобы избавиться от страхов, сначала необходимо встретиться с ним лицом к лицу: позволить себе бояться и перестать от него убегать. Как только вы начинаете чувствовать себя комфортно в условиях неоднозначности и неопределенности ситуации, можете приступать к работе над ней, спокойно и благоразумно.

  • Следите за своей мимикой и жестами.

Мимика и жесты, или язык тела, представляют собой не что иное как невербальную коммуникацию, которая включает в себя все ваши движения. Исследования доказали, что правильное использование невербалики может помочь вам эффективнее устанавливать контакт с другими людьми, а также продуктивнее доносить до них то, что хотите сообщить. Так вы можете передать свою целеустремленность, уверенность и настойчивость. На самом деле, определенные физические позы могут также помочь вам стать более продуктивным в работе.

  • Научитесь ладить с другими людьми.

Необходимо всегда искать способы установить контакт с другими. Однако, нужно быть честным и первичная ваша цель должна быть не в том, чтобы манипулировать ими. Нужно просто учиться, как вы можете понять друг друга и хорошо ладить со всеми.

 Стремление к саморазвитию

Стремлением к развитию и личностному росту называется ряд процессов самоусовершенствования. Данные манипуляции при совершенствовании занимают немало важную роль в достижении поставленных ориентиров.

Например, если вы решили научиться чему-то новому или достичь более высокой должности на работе, но у вас для этого не хватает некоторых знаний и навыков, то вы либо тут же сдадитесь, либо соберётесь с силой духа и попробуете дать старт самосовершенствованию в нужном русле. В таком случае вы точно добьётесь своих целей, или хотя бы достигнете приятных результатов в своём развитии.

Личностный рост: цели и примеры

Цели по личностному росту могут быть совершенно разными. Как, например, творческое развитие индивида или же духовное, материальное и физическое. Каждый сам свободно выбирает для себя путь, по которому в дальнейшем сможет идти к своим новым достижениям и победам. Целей по личностному росту может быть сразу несколько, так что порой приходиться самосовершенствоваться сразу в нескольких совершенно разных направлениях.

Если отдельно брать творческое направление как цель личностного роста, то здесь многое зависит от способностей и предрасположенностей человека. То есть, если у него есть творческий потенциал и задатки, то в таком случае ему будет намного легче развиваться по этой ветви. Если же особых талантов не наблюдается, то тоже не беда, любые способности можно развить с помощью стараний, труда и интенсивных занятий.

Физическое развитие

В духовном плане индивид может развиваться намного дольше, так как эта сфера безгранична, и требует постоянной подпитки новыми знаниями. Что же касается физического развития, то здесь всё не много проще. Каждый мечтает быть в хорошей форме, иметь красивую подтянутую фигуру и, возможно, добиться успехов в спорте. Благодаря работе над собой и большим стараниям, этого можно со временем добиться, главное не сдаваться!

Материальные блага в основном приходят к тем, кто не просто этого желает, а кто к этому стремиться, и не боится много и долго трудиться. Всё это является частью личностного роста потому, что вместе со всеми достижениями, неважно в какой сфере, вы развиваетесь как личность. Вы обретаете новые знания и умения, возможно, учитесь большей самостоятельности, чем раньше. В любом случае, развитие возможно всегда, главное здесь – желание и возможности.

Стремление к личностному росту

Стремление к личностному росту показывает готовность людей к новому шагу в жизни, переходу на более высокую ступень развития. Благодаря этому, многие начинают воспитывать в себе особые качества, а также повышать уровень собственной эффективности. Всё это станет большим помощником при достижении более высоких жизненных результатов.

Те, кто действительно не боится двигаться дальше, всё больше и больше раскрывая свой потенциал и скрытые способности, те и достигают успеха!

цели

Задачи личностного роста

К задачам личностного роста легко отнести усовершенствование своих возможностей и улучшение явных положительных качеств.
Личностный рост, задачи которого заключаются в самосовершенствовании и самопознании, важен на любом этапе жизненного пути индивида. Ведь без развития мы теряем себя и свою сущность, стоим на месте и не имеем способности идти дальше.

Стоит отметить и другие задачи саморазвития:

1. Развитие осознанности.

Современный мир не стоит на месте, он также изменяется. Появляются новинки в области технологий, происходит полная автоматизация. И не каждый способен быстро перестроиться на совершенно другой лад. Для этого приходиться постоянно находиться в быстром темпе жизни, и не бояться принимать все современные новшества.

2. Соответствие времени.

Помните, как когда люди жили без Интернета и обильных телефонов? Сейчас всё по-другому. И чтобы соответствовать времени, человеку тоже приходиться меняться, становиться мобильнее и современнее.

3. Наполнение знаниями своего кругозора.

Нынешнее время не принимает старых устоев и правил, оно их модернизирует и меняет. Сейчас мало быть узким специалистом, куда важнее узнать обо всём вокруг понемногу. Если персона не способна поддержать беседу, то ей будет тяжело контактировать с нынешним обществом. Оно требует быть умным, способным, успешным.

4. Ведение здорового образа жизни.

Новейшие тенденции прививают тягу к здоровому образу жизни. Это не только модно, но и полезно!

5. Использование талантов и сильных сторон.

Важным моментом в становлении личности являются таланты, которые иногда нужно раскрыть. Если вы уже знаете о своих возможностях, то не бойтесь их применять! Постоянно обращаясь к их помощи, усовершенствование будет не за горами.

Саморазвитие и личностный рост – есть ли разница

Это очень схожие понятия, но в чём отличие?

Дело в том, что понятие «личность» — оно про человека в социуме. То есть, личностный рост всегда направлен вовне, в общество. Развиваясь как личность, человек проявляет свои лучшие качества, улучшает взаимодействие с другими, учится правильно себя позиционировать и т.д.

Тогда как саморазвитие больше направлено внутрь, на самопознание, расширение границ собственного восприятия. Саморазвиваться можно, и живя в лесу, а вот расти как личность у вас получится только в обществе.

Подробнее: С чего начать саморазвитие – план, который помог мне улучшить жизнь

Шаг 1. Определите свои истинные желания

Найдите немного времени, когда вы будете в одиночестве. Возьмите несколько чистых листов бумаги А4 и ручку. Разделите лист на 2 части.

  • Слева напишите, как вы живёте сейчас, чем зарабатываете, как отдыхаете, какие у вас привычки, какое предположительно будущее вас ждёт, если вы будете жить, как живёте. Не нужно негативить — просто посмотрите на вещи реально и напишите, как есть.
  • Справа пишете, как бы вы хотели жить, зарабатывать, отдыхать, какие бы хотели иметь привычки, какое будущее хотели бы себе. Чего бы вы хотели от жизни на самом деле?

Перечитайте правую колонку и подумайте, реально ли всё то, что вы написали? Живёт ли кто-то так, как вы мечтаете? Действительно ли он счастлив?

Многие женщины хотят ничего не делать, а только ходить по салонам красоты и магазинам, но не отдают себе отчёт в том, что это вряд ли возможно без очень богатого мужа (а выйти за такого замуж не очень-то реально). Да и принесёт ли это счастье? Где вы видели такую жизнь, кроме фильмов и сериалов?

У мужчин бывает всё ещё менее реально — мечтают жить на собственных островах в окружении красоток, есть, пить и абсолютно ничего не делать. Да, так действительно живут миллиардеры, но лишь во время короткого отпуска, в то время, как их бизнес продолжает зарабатывать деньги (а всё потому, что они многое сделали для того, чтобы и в их отсутствие всё работало как часы). Хотите так же? Тогда и работать придётся!

Итак, у нас есть 2 списка — как есть и как должно быть.

Пересмотрите свой правый список ещё раз. Где там про счастье и самореализацию?

2 списка как живу и как хочу жить пример
Например, у вас может получиться так

Шаг 2. Выберите направление движения

Посмотрите на свой список и отметьте:

  • какие сферы жизни у вас наиболее неразвиты,
  • а какие — в приоритете лично для вас.

Это могут быть разные сферы.

Например, когда я была юной, меня не беспокоило, что мой доход низок и работа не престижна. Но я очень страдала из-за проблем в личной жизни (с мужем были плохие отношения). Зато низкооплачиваемая работа позволяла мне уделять много времени личностному росту. В этот период я прочла множество книг, и моё мышление изменилось.

Итак, выберите одну сферу, в которой будете расти. Остальные оставьте на будущее.

список желаний фото
Например, для нашей девушки данное направление показалось самым интересным. К тому же, оно положительно скажется на доходе семьи!

Необязательно уделять внимание одной — если у вас есть силы и время, можно расти как личность сразу в нескольких направлениях. Но для начала я рекомендую всё-таки сосредоточиться на одной.

Шаг 3. Поставьте цель

Вы выбрали одну сферу жизни. С чего начать, чтобы произошёл личностный рост в этой области? Давайте поставим цель. Но нужно сделать это грамотно. Цель должна соответствовать следующим критериям:

  • Быть реально достижима;
  • Количественно измеряться;
  • Важна для вас;
  • Иметь ограниченное время на достижение.

Например, у вас проблема в сфере финансов — вы мало зарабатываете.

  • Неправильно: “Хочу зарабатывать больше”. Звучит размыто!
  • Правильно: “Поднять ежемесячный доход на 20% за 6 месяцев, чтобы создать резервный денежный фонд на обеспеченную старость” (то есть, все излишки дохода вы планируете переводить на отдельный счёт, а не тратить).

Доход на 20% выше — вполне достижим.

Его можно количественно измерить.

Он важен для вас, так как вы меньше беспокоитесь о будущем.

Цель ограничена по времени — вы даёте себе полгода.

цель как правильно и неправильно

Возьмите лист бумаги и напишите сверху свою цель. Если вы сомневаетесь, правильно ли — пишите в комментарии к этой статье, помогу.

Шаг 4. Найдите, как прийти к цели

Теперь у вас есть цель.

Под ней накидайте 2-5 вариантов её осуществления.

Например, к цели “Поднять ежемесячный доход” я бы написала:

  • Взять подработку на работе;
  • Поискать, каким образом можно заработать больше на моей должности — повысить квалификацию, пройти обучение и т.д.;
  • Предложить друзьям/знакомым мои навыки за деньги (связать кому-то свитер, написать статью, помочь помыть окна и т.д.);
  • Почитать книги/статьи/соцсети про деньги и взять идеи оттуда.

В процессе движения к цели вы непременно будете расти как личность (конечно, если не решили достичь её нечестным путём… надеюсь на вашу сознательность).

Если не знаете, как осуществить цель, пишите следующее:

“Я буду держать мою цель в уме и внимательно наблюдать за знаками, которые подаёт мне жизнь, чтобы понять, как мне прийти к этой цели”.

Таким образом вы даёте подсознанию команду искать пути решения — и уверяю, оно найдёт ответы! Они будут попадаться как бы невзначай.

пример действий к достижению цели
К примеру, действия к достижению цели могут быть такими

Расти как личность и достигать целей можно и с помощниками – например, записаться на тренинг, обратиться к коучу. Книги —  недорогие и верные помощники.

Шаг 5. Поймите, что вам мешает достичь целей

И вот у вас на руках готовый план, и вы уже живёте какое-то время, но… чуда не происходит. В чём же дело? Время сесть и проанализировать, что мешает вам начать расти как личность и двигаться к целям.

Основные ошибки в самом начале личностного роста обычно такие:

Прокрастинация

Это когда вы вроде что-то делаете, но это совсем не приближает вас к цели. Первый шаг — поймать себя на этом и попробовать замотивировать.

Страх неудачи

Каждый из нас боится, что у него не получится. Это нормально. Но подумайте, что будет, если вы даже не попробуете?

Не знаете, что конкретно делать

Вы накидали действия для осуществления своей цели, но всё равно нет чёткого плана действий? Значит, эти действия слишком крупные, и их нужно разделить на более мелкие части. Возьмите лист бумаги и прикиньте, какие совсем мелкие шажочки вам нужно сделать, чтобы продвинуться.

как бросить курить план
Например, вы решили бросить курить. Мелкие шажочки могут быть вот такими

Истощены морально и физически

Если вы решили вырасти как личность, но ресурсы тела не позволяют… хотя бы лежите в направлении к цели)) А если серьёзно, попробуйте восстановить ресурсы организма. Больше отдыхайте. Выйдите из всех соцсетей, которые не нужны вам для работы — устройте цифровой детокс. Кушайте овощи и фрукты и не кушайте выпечку и сладкое. Никакого кофеина. Попробуйте спать, когда это можно. И вы увидите, как жизнь заиграет новыми красками! А вот когда она заиграет, можно и про цели в жизни подумать.

Личностный рост никогда не прекращается! Когда вы достигаете своих целей, вы начинаете всё заново — пересматриваете свои желания, выбираете новые направления и цели и идёте к ним! Таким образом, вы сможете в разы улучшить свою жизнь по разным направлениям и стать лучшей версией себя. А я в этом вам помогу!

Предыдущая запись С чего начать саморазвитие – план, который помог мне улучшить жизнь Следующая запись Как за 3 простых шага научиться вести ежедневник и планировать – полное руководство

Схватились за много целей сразу

Вас с непривычки на всё не хватит! Вот почему надо начинать всего с одной цели. Совершенно нормально, что вы не можете сделать всё и сразу — так зачем убиваться?

Привычки вам мешают

Привычка — гораздо более цепкое действие, чем мы можем себе представить. Сразу победить её не получится. Одно из решений — заменить одну привычку другой.

Например, вы решили вести здоровый образ жизни, но привыкли завтракать тостами со сладким и подолгу залипать в телефоне, жуя булочку. Не отбирайте у себя всё сразу! Замените тосты на цельнозерновые, а сладкое — бананом. Это первый шаг.

Тема привычек очень многогранна, и в короткой статье её, увы, не охватить.

Лень

Если вы всё понимаете, но просто лень? Значит, цель не мотивирует двигаться к её осуществлению. Возможно, она вам сейчас не актуальна на самом деле. Вернитесь к Шагу 1 и попробуйте всё сначала.

Перекладывание ответственности на других

“Если бы не обстоятельства, если бы не другой человек, если бы не погода, я бы обязательно это сделал”. И вот уже кто-то другой в ответе за ваше бездействие.

Пока вы находитесь в детской позиции, все решают за вас. Но когда вы взрослеете, вы сами принимаете решения и отвечаете за последствия. Да, это сложнее, зато вам и даётся больше.

Развитие личности подростка и его мировоззрение

В переходный период происходят кардинальные изменения мотивации, начинает формироваться мировоззрение.

Формируется моральное мировоззрение личности подростка, под влиянием которого ведущее место в системе побуждений начинают занимать нравственные мотивы Установление такой иерархии ведет к стабилизации моральных качеств личности подростка.

Уже в этом возрасте возникают и оформляются нравственные убеждения, которые становятся специфическими мотивами поведения и деятельности подростка. В убеждении находит свое выражение широкий жизненный опыт школьника, проанализированный и обобщенный с точки зрения нравственных норм.

Младший подростковый возраст характеризуется расширением познавательных интересов, пик любознательности приходится на 11-12 лет. Однако проявления любознательности поверхностны. Это одна из особенностей развития личности подростка. Вопрос — ответ

Приобретения как фактор развития личности подростка

В становлении и развитии личности подростка центральным новообразованием или приобретением является новый уровень самосознания, начинают появляться новые и меняться старые представления человека о самом себе, а также осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и других свойств; самооценки личности подростка; субъективное восприятие внешних факторов, влияющих на собственную личность.

Самооценка личности подростка носит противоречивый характер: с одной стороны, подросток одновременно воспринимает себя как взрослого и как ребенка, с другой — подросток глобально реагирует на общественную оценку его личности особенно если она негативна. При этом примерно треть подростков дают сами себе отрицательную характеристику.

Такое отрицательное отношение к собственной личности у подростков в значительной степени связано с тем, что он смотрит на себя якобы извне, интерпретируя представления и оценки взрослых.

Необходимо научить подростка вырабатывать собственные критерии оценки самого себя и опираться на сильные стороны своей личности. Секреты хорошей памяти

И только лишь в конце подросткового возраста постепенно самооценка меняется и возникает самооценка как стремление к самовыражению, самоутверждению, самореализации, самовоспитанию.

 

Ключевым фактором развития личности подростка являются взаимоотношения со взрослыми

Серьезные изменения претерпевают отношения подростка со взрослым миром (родителями, учителями). Свои новые права подросток распространяет прежде всего на сферу отношений с ними.

В процессе формирования и социализации личности подросток начинает сопротивляться категорическим требованиям взрослых, протестует против ограничения его самостоятельности, всяческой опеки, мелочного контроля, отношения к нему, как к маленькому.

Типичные ошибки родителей в воспитании подростка

Подросток требует учитывать его интересы, отношения, мнения, хотя они не всегда достаточно разумные и зрелые. Расширяя свои права на самостоятельность, уважение к личности, подросток в большинстве случаев не имеет возможности взять на себя новые обязанности.

Возникшее противоречие между потребностью проявить самостоятельность и реальными возможностями ее осуществления выступает в качестве фактора, который образует конфликт.

Почему подростки грубят родителям?

Внимательные, любящие и ответственные родители должны понимать, что с взрослением ребенка  и становлением личности подростка надо считаться: не навязывать своего внимания, быть готовыми обсудить проблемы подростка и позволять сохранить ему чувство самоуважения.

Психологические основы воспитания подростков

Подростки, удовлетворенные своим доверительным общением со взрослыми, обычно характеризуются развитой способностью самостоятельно анализировать и оценивать качества своих сверстников и взрослых, поведение этих подростков и взрослые и сверстники оценивают как «взрослое».

Взрослость в становлении и развитии личности подростка

В процессе развития личности подростка возникает чувство взрослости. По определению психолога Д. Б. Эльконина, это «новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность».

Это стержневая особенность личности подростка, выражающая новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, к людям, к миру.  Что значит быть взрослым?

Развитие личности подростка: виды взрослости

— подражание внешним признакам взрослости (курение, употребление алкоголя, использование косметики, преувеличенный интерес к проблемам пола, подражание взрослым в одежде и прическе, т.е. поверхностное представление о взрослости с акцентом на специфическое свободное времяпровождение);

— стремление мальчиков соответствовать представлению о «настоящем мужчине», воспитать у себя силу воли, выносливость, смелость; Настойчивость в достижении целей

— социальная взрослость (складывается в ситуациях сотрудничества взрослого и подростка как помощника, часто в семьях, где подросток в силу обстоятельств вынужден фактически занять место взрослого, стремится овладеть практическими умениями, оказать реальную помощь и поддержку),

— интеллектуальная взрослость личности подростка, связана с развитием устойчивых познавательных интересов, с появлением самообразования.

Чувство взрослости в развитии личности подростка обнаруживает себя по-разному.

Взрослые должны помочь подростку в поиске культурных средств выражения чувства взрослости, побуждать подростка к выяснению его сильных и слабых сторон, помочь добиться успеха. В этом случае подросток будет уделять внимание реальным проявлениям взрослости — принятие ответственности, умение отстаивать собственную точку зрения.

Эгоцентризм и развитие личности подростка

И наконец, еще одно новообразование, которое появляется в критическом трудном возрасте — это подростковый эгоцентризм. Как вести себя с эгоистами?

Вследствие интенсивного анализа собственного поведения, своих личностных качеств и постоянной оценки самого себя у подростка создается иллюзия, будто окружающие его люди постоянно оценивают его действия, поведения, чувства, внешний вид, образ мышления и т. д. Так называемый феномен «воображаемой аудитории».

И с другой стороны эгоцентризм в развитии личности подростка проявляет себя в склонности преувеличивать и болезненно реагировать на собственные реальные или вымышленные телесные недостатки, подросток очень сосредоточен на своих внутренних переживаниях, и верит в уникальность этих страданий.

Подростки постепенно избавляются и преодолевают свой эгоцентризм, в основном благодаря близким межличностным и доверительным отношениям со сверстниками.

В этот период интенсивно усваиваются стереотипы поведения, связанные с осознанием своей половой принадлежности. Самовоспитание личности

У девочек наблюдается эмоциональная впечатлительность, стремление опекать младших, большой интерес к своей внешности, гибкость и в то же время реактивность, кокетство сочетается со стыдливостью, они аккуратны, исполнительны и терпимы.

Для мальчиков же характерны раскованность в поведении, нетерпимость, часто возникает отрицательное отношение к учебной деятельности, плохо подчиняются общепринятым требованиям, и раньше чем у девочек возникают сексуальные интересы.   Памятка родителям подростка

Личностное развитие ребенка

  • Познание мира
  • Становление характера
  • Чрезмерная опека порождает неудачников

Активное личностное развитие ребенка происходит в дошкольный период. Главным образом, ответственность за формирование индивидуальности малыша лежит на его родителях, поскольку именно в семье, как в социальном институте, происходит становление нравственных начал и психологических механизмов человека. Если в семье теплые отношения, есть взаимоуважение, справедливость, поддержка, а мама и папа ведут здоровый образ жизни – ребенок вырастет полноценной и самодостаточной личностью.

Познание мира

Ребенок знакомится с окружающим миром и усваивает нормы морали с помощью:

  • наблюдения за поведением и действиями членов семьи;
  • изучения трудовой деятельности взрослых – как мама готовит, моет посуду, как папа пылесосит, приносит пакеты с продуктами;
  • сказок, мультфильмов, перенимания поведения главных героев;
  • подражания сверстникам.

Становление характера

Учитывая особенности воспитания детей дошкольного возраста, можно избежать многих распространенных заблуждений и добиться успехов. Основными педагогическими направлениями личностного развития ребенка являются:

  • создание соответствующих условий для формирования у чада ощущений защищенности, уверенности в себе;
  • появление у малыша понимания, что в семье его любят и ценят, а к его мнению прислушиваются;
  • привитие ребенку ответственности за свои слова, поведение и поступки;
  • формирование социальных навыков – умение играть в команде, вести себя в коллективе;
  • воспитание уважения к окружающим, почтения к старшим;
  • возникновение у ребенка умения ставить перед собой цели, определять приоритеты и планировать время.

Чрезмерная опека порождает неудачников

Психология развития такова, что ребенок, которому предоставляют свободу перемещения по квартире с целью изучения и поиска занятий, в итоге вырастает в личность, способную определить цель и двигаться к ней, ставить перед собой задачи и решать их. В то время как родители, повсюду сопровождающие малыша и проявляющие чрезмерную опеку, не предоставляя нужной свободы, получают неуверенного в своих способностях и умениях человека, которому предначертано испытывать сложности с самореализацией.

Поэтому когда ребенок пытается забраться на ступеньки, карабкается на стул или слазит – страхуйте его, не прикасаясь руками. Это довольно простая, но эффективная методика, которая научит дитя в будущем чувствовать свои силы, знать и адекватно оценивать свои способности и умения, доводить начатое до конца самостоятельно.

Личностное развитие ребенка – это сложный эмоционально-психологический процесс, когда закладываются основные жизненные принципы, формируется отношение к себе, образовывается мнение о мире, вещах, явлениях. Именно поэтому, первоочередная задача мамы и папы – помочь ребенку преодолеть сложный путь становления и стать гармоничным и всесторонне развитым человеком.

Фазы личностного развития

Современные личностные теории развития свидетельствуют о том, что, независимо от линии личностного развития, данный процесс определяется психологическими закономерностями. Их наличие не зависит от возрастного периода или специфики группы, в которой в конкретный момент находится индивид. Данные психологические закономерности получили название фаз развития личности. Среди них выделяют следующие:

  • Первая фаза развития — адаптация.

В ходе нее человек должен освоить те приемы и средства деятельности, которыми пользуются другие члены социальной группы. Происходит освоение простых навыков и языка, формируется речь, которая становится предпосылкой дальнейшего развития. Необходимо обязательное взаимодействие с социальной средой, в ходе которого развивается речь.

Процесс освоения элементов деятельности основан на переживании потери своих индивидуальных особенностей. В реальности происходит продолжение человеческих деяний в других людях и их деятельности. Индивид делится личностным потенциалом.

  • Вторая фаза личностного развития — индивидуализация.

Ее основа — это возникновение конфликта между необходимостью человека быть схожим с окружающими людьми и стремлением максимальной персонализации. Человек противопоставляет себя с другими, выделяет свою личность. В процессе прохождения данной фазы индивид находится в поиске средств и способов разрешения данного противоречия.

  • Третья фаза — интеграция.

В процессе ее прохождения человек учится контролировать свое поведение на основе подчинения старшим и взаимодействия с окружающими. В том случае, когда противоречие затянулось, способы его разрешения не найдены человеком, происходит дезинтеграция, то есть проблема в развитии. Формирование и развитие личности осуществляется через вытеснение из социальной группы. При фактической изоляции происходит закрепление в характере отрицательных качеств.

В некоторых случаях общность в ходе прохождения личности последней стадии подстраивается под потребности конкретного человека. Он становится лидером, способным влиять, определяя направление развития и функции социальной группы.

Процесс прохождения через фазы строго последователен. Невозможно перескочить одну из них в процессе нормального личностного развития. При нарушении психологических закономерностей происходит формирование отрицательных характеристик. Обратимость процесса зависит от степени нарушений, в том числе в развитии речи, все это индивидуаль но.

Значение родителей для личностного развития

Личность и ее формирование в детском возрасте во многом определяется ближайшим взрослым окружением. В большинстве случаев им являются родители. Они определяют успешность прохождения через этапы развития — воспитание и формирование личности ребенка, активизируя речь. Отношения с отцом и матерью вносят разный вклад в этот процесс. Семейное единение является условием становления разных структур на психологическом и возрастном уровне.

Влияние матери на формирование личности ребенка отражается во многих теориях. Особенно оно важно на протяжении первого года жизни.

В этот период наличие близкого человека, проявляющего заботу, внимание, дающего массу хороших эмоций, играет основное значение для закладки положительных качеств. Развитие личности в раннем детстве во многом определяются эмоциональной составляющей. Отсутствие матерей у детей из детских домов негативно отражается на всем процессе. Чем раньше появится приемная семья, тем проще корректировать отрицательный опыт семейного воспитания.

Овладение речью только происходит.

По мере взросления приоритетное место отводится общению. Его отсутствие отрицательно сказывается на факторах реализации фаз личностного развития. Поэтому роль родителей в формировании личности ребенка бесценна. Их задача — позаботиться о том, чтобы были созданы предпосылки формирования личности в раннем детстве. Для этого необходимо наличие положительных эмоций, адекватного общения (чтобы развивалась речь) и помощи в процессе личностного становления.

Значение дошкольного возраста

Если развитие личности в раннем возрасте было направлено на эмоциональное восприятие окружающего, то в дошкольном возрасте ситуация меняется. Данный период характеризуется более активным восприятием информации. Происходит расширение социальных контактов, появление в жизни ребенка первого коллектива — группы в дошкольном учреждении. Определяющее значение по-прежнему играют родители. Они формируют полярность отношения к окружающему миру (положительное-отрицательное).

В дошкольном возрасте особую ценность приобретает трудовая деятельность.

Несмотря на то, что ребенок многое выполняет с ошибками, его необходимо обучать простым трудовым навыкам. При этом следует объяснять простые жизненные правила: хорошо-плохо, правильно-неправильно. Общение позволяет ребенку не только расширить словарный запас, но и усвоить общечеловеческие ценности. Дети должны понимать необходимость уважения старших, правила вежливости. Наличие обоих родителей в семье способствует формированию ролевой идентичности.

Процесс воспитания как основа личностного развития детей разных возрастов

Процесс всестороннего воспитания личности является трудоемким. Определение сущности состоит из того, что входит в понимание воспитательного воздействия на ребенка. Для кого-то это послушание, для кого-то — наказание. Однако основой процесса воспитания должно стать многостороннее развитие способностей ребенка и формирование на основе существующей базы природных задатков гармоничной полноценной системы под названием личность.

В любой ситуации основой процесса воспитания является семья.

О ее влиянии говориться в работах психологов и педагогов. При отсутствии матери и отца данная роль отводится ближайшему окружению ребенка. Однако именно в полноценной гармоничной семье начинают формироваться предпосылки адекватной личности, передаются традиции и обычаи, которые в дальнейшем составят систему мировоззрения.

Та манера поведения, которая была для него образцом в детстве, будет личностной нормой на протяжении всей дальнейшей жизни. Огромна роль семейных традиций в формировании личности. Они позволяют передавать в последующие поколения семейные ценности, особенности культуры, помогая сохранять преемственность.

Для ребенка раннего возраста здоровые семейные отношения имеют приоритетное значение. Редко человек во взрослом состоянии способен переломить сложившийся отрицательный эталон. В таком случае личность должна пройти сложный путь переоценки ценностей.

Воспитание не должно стать самоцелью родителей.

Однако их задача — обеспечить развитие таким образом, чтобы создавать оптимальные условия для целенаправленного формирования гармоничной личности и подготовить ее к дальнейшей жизни в социуме. Некоторые родители пытаются быть идеальными. Не следует бояться сделать ошибки. Они являются основой работы над собой и самосовершенствования.

Причем речь идет не только о ребенке, но и о взрослом человека. Родители должны научить свое чадо отвечать за свои поступки, нести ответственность за свою жизнь.

Организуя процесс воспитания следует учитывать некоторые особенности возрастного развития.

До трех лет для ребенка большое значение имеет внимание к нему и его проблемам. В этом возрасте мать и дитя — это одно целое. Поэтому игнорирование просьб и обращений опасно для психического развития. В этом возрасте велика познавательная активность ребенка. Следует исключить из видимости опасные предметы, чтобы процесс познания сопровождался только положительными эмоциями.

После трех лет согласно представлениям в психологии ребенок учится манипулировать взрослым. Поэтому необходимо четко определить понятия «можно» и «нельзя». Определяющей системой отношений между взрослым и ребенком должна стать разъяснительно-договорной. В возрасте от 5 до 7 лет у ребенка появляются страхи. Главное в этот период не способствовать развитию фобий, а мягко разрушать отрицательные эмоции.

Что такое личность?

Категория «личность» является составным элементом понятийного аппарата большого числа научных направлений. В обычной жизни люди пользуются данным понятием довольно часто. Существует огромное число теорий (например, системно ролевая теория формирования личности ребенка), посвященных проблеме личностного становления.

Что же понимается под личностью и ее развитием? Что влияет на этот процесс? Личность представляет собой качество, приобретаемое человеком в процессе социокультурной жизни. Каждый человек рождается индивидом, то есть имеет набор определенных уникальных характеристик. При взаимодействии с социумом происходит развитие личности.

Данный процесс делится на следующие периоды, которые определяются возрастными границами. Этапы развития личности ребенка включают:

  • раннее детское развитие, затрагивающее возраст с рождения до трех лет;
  • дошкольное и школьное детство, которое длится с 4 до 11 лет;
  • отрочество, продолжительность которого от 12 до 15 лет;
  • юношеское развитие — от 16 до 18 лет.

Основания для развития личности формируются в организме ребенка до самого процесса появления на свет. Автором теории базовых перинатальных матриц стал Станислав Гроф. По мнению ученого, именно те переживания ребенка, которые связаны с беременностью, родовой деятельностью и послеродовым периодом, ложатся в основу формирования четырех основных матриц. Последние являются основными условиями дальнейшего развития личности.

При естественном рождении желанного дитя, который не испытал родовую травму, его жизненный потенциал и адаптационные возможности гораздо выше по сравнению с детьми, прошедшими через трудности в период вынашивания и рождения. Взаимодействие с окружающим миром происходит сразу после рождения. Именно это взаимодействие и дает основу для развития личности.

Коллектив — движущая сила

Периодом активного взаимодействия индивида с окружающим социумом становится дошкольный возраст. На данном этапе ребенок знакомится с первым коллективом — группой в детском саду. В факторы, влияющие на развитие личности ребенка, входит не только общение со сверстниками, но и со взрослыми. В роли последних теперь выступают родители и педагоги дошкольного учреждения.

При поступлении в детский сад на детях можно отчетливо проследить прохождение фаз личностного развития. Вначале ребенок адаптируется к условиям группы.

Затем наблюдается индивидуализация, когда происходит выделение из коллектива. Это может осуществляться в нескольких направлениях: ребенок выделяется в различных видах деятельности, проказничает или послушен. Успешность прохождения закономерностей зависит от многих факторов: семьи, самой социальной группы, личностных предпосылок.

Развитие личности ребенка — это длительный, объемный и очень ответственный процесс. Большое значение играет роль семьи. Формирование личности в раннем возрасте во многом определяется степенью влияния родителей, их отношением к социуму, к жизни, к общечеловеческим ценностям. В личностное развитие на других возрастных периодах вносит вклад тот коллектив, в котором находится ребенок. Задача современных взрослых при этом — это забота о всестороннем понимании воспитания, построение системного подхода.