Баядерка – кто это

Фотография Баядерка – кто это

Кто такая баядерка, что означает данное слово?

Баядерки – это старое, можно даже сказать, устаревшее, общее название для всех восточных танцовщиц. Так европейские писатели и путешественники называли танцовщиц Индии, Турции и Кавказа, не особенно делая между ними различий. Хотя как раз различия имеются и очень существенные. Все танцы этих стран абсолютно разные.

Одно дело танцы священные, индийские, другое – развлекательные или народные.

Происхождение названия

Баядерка – слово уже устаревшее. Ранее исследователи Востока часто смешивали одно понятие с другим, одни танцы с совершенно иными. Так что понятие «баядерка» стало собирательным названием для разного рода восточных или экзотических танцовщиц.

Баядерками разные писатели прошлого называли то индийских девушек, то турецких или даже арабских. Общее было одно – удивительные, экзотичные восточные танцы. И еще одно замечание – в прежние времена танцовщицы всегда считались женщинами падшими.

Это был общий европейский взгляд на танцы и их исполнительниц, разные танцы были делом греховным. А экзотические восточные априори казались порождением темных сил и предназначенными для языческих богов, т.е. демонов. Так что баядерки сразу выступали в двух ипостасях: и как язычницы-грешницы, и как падшие (продажные) женщины.

На Востоке отношение к танцовщицам было немного иное, но и в восточном обществе они обычно уважением не пользовались. Разве что храмовые танцовщицы, где танцы были посвящены богам.

В значении «храмовая танцовщица» слово «баядерка» или «баядера» восходит предположительно к индийскому Balhadeira. По крайней мере, именно так пишут исследователи танца и восточных обычаев в 19 веке.

Здесь речь, прежде всего, идет о профессиональных индийских танцовщицах. А именно о девадаси, храмовых исполнительницах. Считается, что слово девадаси означает в переводе «невольница богов».

Искусство храмового танца восходит к глубокой древности. Эти танцы упоминаются и в священных индуистских текстах. И у древнегреческих авторов. Раньше в лучших и самых уважаемых храмах были свои танцовщицы.

Обучение они начинали с самого раннего детства, лет  с 7-8. Иногда девочек приводили в храм по обету или тех, кто родился под «несчастливой звездой». В Индии очень верят в гороскопы и считается, что рожденный в несчастливый год или месяц способен принести несчастье не только себе, но и своей семье.

Рождение девочки и до сих пор не считается счастьем в Индии, а раньше это был прямой убыток: если родилось несколько девочек, семья могла разориться на свадьбах, это всегда было очень дорого. Так что привести дочь в храм было хорошим выходом из трудной ситуации. И профессия девадаси вовсе не считалась чем-то позорным.

Девочек обучали пению, танцам, работе в храме. Классические индийские танцы – дело очень сложное, далеко не каждый человек способен освоить их на должном уровне, чтобы иметь возможность выступать в храмах.

Для танцев выбирали только самых способных. На обучение уходило несколько лет. Но вообще, если говорить с точки зрения мастерства, то классическому танцу продолжают учиться на протяжении всей жизни.

В 20 веке искусство храмовых танцовщиц в Индии пришло в упадок и было почти утрачено. Только благодаря энтузиастам – выдающимся исполнителям и исполнительницам его сумели восстановить.

Во втором своем значении – «падшая женщина» слово «баядерка» нередко встречается у европейских и русских писателей 18 и 19 веков. Там оно уже относится к женщинам не только и не столько Индии, но Востока вообще.

Баядерки в искусстве

Столь экзотические персонажи не могли не отметиться в искусстве. Особенно, когда в Европе возникала мода на восточную экзотику. Европейские путешественники, миссионеры, колонизаторы и исследователи ехали в далекие неизведанные страны Востока и возвращались оттуда с новыми впечатлениями и идеями.

Одним из первых откликнулся на восточную экзотику немецкий поэт и писатель Иоганн Вольфганг Гёте. В 1797 году он написал стихотворение – балладу «Бог и баядера» с подзаголовком, что это – индийская легенда.

В ней бог сошел с небес, чтобы неузнанным пройти среди людей и посмотреть, насколько они погрязли в грехах. У одного дома он встречает падшую женщину – баядерку. Но именно в ней бог и находит искру любви, которую тщетно искал в других людях.

В 1839 году в Париже была поставлена опера в двух актах Даниэля Обера «Влюбленная баядерка». Либретто написано Эженом Скрибом.

В 1877 году на сцене Большого театра в Петербурге был поставлен балет «Баядерка». В нем было четыре действия и семь картин. Музыку написал Людвиг Минкус. А поставил балет знаменитый Мариус Петипа.

Существует и оперетта в трех актах, написанная знаменитым Имре Кальманом, под названием «Баядера» или «Баядерка».