Философия Древней Индии – кратко, самое главное
Содержание статьи:
Суть древнеиндийской философии
Древнеиндийская философия возникла в первом тысячелетии до нашей эры. Одним из важнейших индийских культурных памятников, содержащих систему философских воззрений, считаются Веды, представляющие собой песни, прославляющие мифологических персонажей. В них отражены взгляды на мироздание, человечество и нравственность.
Веды содержат несколько разделов:
- Самхиты, включающие песни;
- Брахманы, содержащие пояснения к ритуальным действиям;
- Араньяки, дающие инструкции по аскетическому образу жизни;
- Упанишады, излагающие мировоззренческие тезисы.
В Упанишадах прослеживается зарождение философского образа мыслей. Главной опорой сущего назван всеобъемлющий Брахма, который имеет связь с личной духовной сущностью Атман. В данную традицию входит идея о колесе Сансары и принципе кармической расплаты.
Ортодоксальное и неортодоксальное направления
Древнеиндийские мировоззренческие установки подразделяются на астику, считающую Веды правдивым источником знаний, и настику, оспаривающую Веды из-за их сомнительности и многословия.
Астика включает в себя следующие традиции:
- миманса,
- веданта,
- санкхья,
- йога,
- ньяя,
- вайшешика.
В состав настики входят:
- джайнизм;
- буддизм;
- чарвака-локаята.
Зарождение буддизма
Буддистская школа представляет собой философскую традицию, имеющую отношение к Сидхартхе Гаутаме, которого также называют Буддой. Эта теория построена вокруг людских страданий и методов избавления от них.
При том, что целый ряд религиозных учений говорит о сверхъестественных путях устранения жизненных трудностей, буддизм в данном случае предлагает другое решение. Он считает, что избавление от мучений зависит лишь от собственной людской воли.
Будда утверждал, что, найдя причины своего погружения в страдания, человек сможет покончить с ними.
Дошедшая до нашего времени информация о Будде фрагментарна. Его глубокомысленные высказывания не фиксировались письменно, а оставались в памяти окружающих и накапливались в виде устного учения.
Из легенд можно узнать о чудотворном зачатии Будды. В ночь его зачатия будущей матери приснилось, что в ее тело вошел слон с шестью бивнями.
По мнению мудрецов, толковать этот сон необходимо было следующим образом: на свет появится сын, которому предстоит или воцариться над всею Индией, или, покинув мирскую жизнь, стать просветленным человеком и передать открывшиеся ему истины миру. До этого зачатия у Будды был целый ряд воплощений, после чего он вернулся к людям, движимый сочувствием ко всем, кто испытывает страдания.
Отказ принца от праздности и неги ради поиска истины
Будда родился в семье царя и должен был унаследовать престол. Его отец мечтал о том, что Будда будет править страной и потому делал его быт совершенно беззаботным, чтобы у сына не появилось желание что-либо изменить.
Но волей случая Будде довелось увидеть четыре картины из повседневной жизни, тщательно скрывавшиеся от него отцом. Это были
- старик;
- пораженный недугом человек;
- покойник;
- аскетствующий монах.
Их вид заставил юного принца разочароваться в плотских утехах, после чего он покинул жену, отказался от роскошного образа жизни и переоделся в простое платье бродяги.
В дальнейшем аскет, которому предстояло стать Буддой, пытался найти путь избавления от страданий. Однако ни один мудрец, к которому он обращался, не смог дать ему высшей истины. В процессе поисков Сиддхартха вступил в группу живших в лесу отшельников.
Отдав должное их желанию усмирить сиюминутные страсти, он принял решение тоже пойти по этому пути и через шесть лет превзошел отшельников в своем добровольном отречении от мирских радостей.
Однажды ему довелось услышать, как лодочник просил своего сына не плыть близко к левому берегу реки, где он может сесть на мель, и не плыть вблизи от ее правого берега, где он застрянет в камышовых зарослях, а держать курс по центру речного русла.
После этих слов принц Сиддхартха пришел к выводу о том, что жизнь – это тоже река, поэтому для уверенной прокладки жизненного курса нужно уравновешивать свои стремления, достигая золотой середины, и никогда не впадать в крайности. Так аскетствующий монах встал на верный путь. Именно тогда принц стал Буддой, то есть просветленным.
Основные тезисы буддистской философии
Будда сформулировал следующие четыре благородные истины:
- Повседневность приносит мучения.
- Мучения проистекают из желаний.
- Есть такой уровень психики, на котором человек не испытывает страданий, – он называется нирваной.
- Есть путь, следуя которому, можно прийти к нирване.
Первую истину нужно понимать так, что люди ощущают горе, обманываются в надеждах, страдают от болезней, потом умирают.
Вторая истина гласит, что причина страдания кроется в непонимании реальной сущности желаемого. В действительности все объекты страстей непостоянны и переменчивы.
Третья истина говорит о том, что мучения можно прекратить, достигнув высшего уровня внутренней сбалансированности, то есть нирваны. В этом состоянии человек избавляется от обманчивых желаний.
Четвертая истина утверждает, что только высокая нравственность, сосредоточенность и мудрость способны покончить с желаниями и прекратить страдания.