Генда – кто такой

Фотография Генда – кто такой

Минору Генда – лётчик, биография, факты из жизни

Минору Генда  японский летчик, военный и политический деятель, прославившийся разработкой тактики массированного применения авианосцев, названной в его честь «гендизмом», а также создатель плана атаки на Перл-Харбор.

Минору Генда представитель династии моряков. Окончив военно-морское училище в Йокосуке, стал летчиком-истребителем императорского флота Японии, быстро раскрыл свои способности. Еще до войны его знали как сильного теоретика, ведь всего в тридцатилетнем возрасте он сформулировал тактику массированного применения авианосцев.

Генда – участвовал в Японо-Китайской войне, тогда он командовал подразделением летчиков.

Его подразделение называли «фокусниками Генды», поскольку пилоты вытворяли в небе невероятные акробатические трюки.

Со временем сослуживцы Генды стали основой для костяка японской авиации. К мнению молодого, тогда еще капитана, прислушивались даже умудренные опытом адмиралы, в частности Такахиро Ониси, известный как создатель групп камикадзе.

Многие военные историки полагают, что саму идею создания камикадзе подарил адмиралу сам Генда. Правительство Японии оценило острый ум Генды и назначило военно-морским атташе в Великобритании. Однако, когда стала накаляться обстановка в тихоокеанском регионе, он был отозван в Японию.

В тот период адмирал Исороку Ямамото дал поручение Генде подготовить план атаки японской армии на центральную базу тихоокеанского флота военно-морских сил США Перл-Харбор.

Вторая мировая война

Генда, как талантливый теоретик, предусмотрел все и настоял, чтобы атаку проводили не несколько авианосцев, как предлагал Генштаб, а сразу ударное соединение японского императорского флота. Более того, офицер хотел бы захватить не только одну базу, а все Гавайи. Но адмирал Ямамото не дал данному плану путевку в жизнь, считая подобный риск неоправданным.

Тихоокеанский флот США был нейтрализован на целых полгода в результате нанесенных по Перл-Харбору ударов, и в этом несомненная заслуга Генды. За эти полгода он лично на флагманском корабле «Акаги» руководил оперативным штабом Первого ударного соединения, которое впоследствии назвали «флотом Генды», несмотря на то, что им официально командовал осторожный адмирал Нагумо.

Но практически все в свои руки взял Генда. Ему было позволено все, ведь он являлся любимчиком адмирала Ямамото. Так, очевидцы описывают, как Генда мог позволить себе находиться на мостике в пижаме, и при этом отдавать приказания в присутствии высших по званию адмиралов.

В этот период Японии удалось совершить невозможное – захватить большую часть Юго-Восточной Азии. Генда самолично участвовал во многих сражениях и прекрасно показал себя как летчик.

Но все изменилось летом 1942 года после трехдневного июньского сражения близ атолла Мидуэй. Неизвестно точно, почему японцы решили атаковать атолл, вероятно, просто желали расширить контролируемые территории. Но внезапно напасть не получилось.

Несмотря на то, что японские силы имели значительное численное превосходство, они потерпели сокрушительное поражение, лишившее их практически всех преимуществ.

Кто виноват в этом поражении? Говорили, что в те судьбоносные для Японии дни Генда спорил с руководством, продвигая свою идею атаковать. В том сражении Япония потеряла 248 самолетов, 4 авианосца, крейсер и 2500 человек, среди которых были самые опытные пилоты военно-морской авиации.

Несмотря на позорный разгром, Минору Генду награждают всеми возможными орденами, потому к завершению войны он был уже контр-адмиралом, однако, уже никак не проявляя своих способностей.

После войны

В 1948 году Генде удалось избежать Токийского процесса (международного военного трибунала), более того, по настоянию американского генерала Макартура он назначен начальником японского Генштаба уже в звании полного генерала (адмиралом Генда быть не мог, поскольку Япония на тот момент лишилась флота). Таким образом, враг воздает ему почести.

Минору Генда по службе часто бывал в США, а его другом становится американский адмирал Нимиц, который и утопил «флот Генды» около Мидуэя. Совпадение ли это?

В 1955 году Генду пригласили участвовать в испытаниях истребителей «Старфайтер», выпускаемых американским концерном «Локхид». Впоследствии Генда лоббирует интересы «Локхида» и настаивает на закупке Японией именно этих самолетов, в то время как сами самолеты оставляют желать лучшего, например, в Британии их называли «тухлятиной», а в самой Америке – «летающими гробами».

Да и сами японцы эти самолеты не эксплуатировали. В результате, Генда был награжден высшим Орденом ВВС США. Спустя семь лет Генда уходит в отставку, активно строит политическую карьеру, удерживая жесткую националистическую позицию. Умер Минору Генда в 1898 году.