Инфляция – что это такое простыми словами

Что означает термин инфляция и чем она чревата?
Инфляция – длительное падение покупательной способности национальной валюты. Иными словами, обесценивание рубля (для нашей страны). Данное слово происходит от латинского “inflatio” – расширение. Термин пришёл в экономику из медицины.
Врачи так называли стремительное увеличение злокачественных новообразований. В широкий обиход слово в современном понимании вошло во второй половине XIX столетия, во время Гражданской войны в США.
Слово “инфляция” знакомо не только экономистам. Оно постоянно у всех на слуху, так как напрямую влияет на благосостояние каждого. Зародившись на денежном рынке, данный экономический процесс быстро начинает затрагивать все сферы жизни общества.
Неконтролируемая высокая инфляция влияет и на политическую сферу, повышая уровень общественного недовольства и вызывая недоверие к правительству.
Что такое инфляция?
Суть понятия “инфляция” можно объяснить на таком примере. Год назад на определённую сумму можно было купить одно количество покупок, сейчас – гораздо меньше. Однако инфляция может затрагивать не все виды товаров.
На какие-то из них цены остаются неизменными, на небольшую категорию – даже уменьшиться. Для определения уровня обесценивания важен общий уровень цен, особенно на товары широкого потребления. Не является инфляцией резкое кратковременное повышение стоимости определённых категорий продовольствия, после которого она быстро приходит в норму.
Механизм обесценивания денег зависит от причин, вызывающих его. Это всегда комплексное явление. В общих чертах падение покупательной способности национальной валюты происходит из-за дисбаланса денежной массы и общего числа товаров и услуг в стране.
На простом примере это можно объяснить так. Допустим, на рынке возник дефицит какого-либо продукта. Пусть это будет гречневая крупа (случился неурожай, импорта нет).
Сколько бы не было у покупателей денег – крупы мало, количество её ограничено. Логично, что продавец повысит цену, тем более зная, что у населения повысились доходы.
То же самое происходит, если заработные платы повышаются, но не растёт количество товаров, которые можно купить. С ростом заработных плат работники могут больше себе позволить – повышается спрос. Но если предложение ограничено, продавцы будут повышать цены, зная что и по повышенной стоимости вещи всё равно купят.
Если такая ситуация происходит с большинством товаров, то через время на ту же зарплату можно будет приобрести их меньше. Это и есть инфляция.
Причины инфляции
Существуют следующие предпосылки обесценивания денег:
- Удорожание продукции из-за увеличения производственных издержек. Примером может служить повышение цен на топливо. Оно неизбежно скажется на стоимости продуктов в магазинах (в их себестоимость заложена транспортировка и так далее).
- Избыточная денежная масса, не подкреплённая предложением товаров и услуг. Эта ситуация рассматривалась выше. К вредному увеличению денежной массы может привести излишнее включение печатного станка государством.
- Инфляция набирает обороты, когда потребители уверены в грядущем повышении цен. Они стараются купить как можно больше всего необходимого, очищают полки магазинов. В результате чего стоимость товаров ещё больше возрастает. Такая ситуация не раз наблюдалась в нашей стране.
- Падение национальной денежной единицы на валютном рынке. Так как экономика России тесно связана с экономиками других стран, изменение курса рубля не может не сказываться на жизни населения. Из-за границы к нам поступает не только бытовая техника, но и важное промышленное оборудование, комплектующие, которые оцениваются в долларах или евро.
Когда повышается стоимость этих валют, возрастают и расходы производства на приобретение необходимых товаров из-за рубежа, что увеличивает себестоимость конечного продукта. Само известие о повышении вызывает панику и подстёгивает продавцов увеличивать цены даже на то, что не связано с импортом.
Как государство борется с инфляцией?
Борьба с обесцениванием денег – одна из приоритетных задач любого правительства. Мнение, что инфляцию можно победить полностью – утопия. Нормальным считается уровень 2-3% в год. Среди наиболее часто применяемых мер можно назвать следующие:
- Установление предельного уровня цен на многие виды товаров, прежде всего на продукцию первой необходимости. Данная мера действенная, но эффект от неё длится недолго. Производитель не хочет работать в убыток, он настроен на наибольшее повышение прибыли. Количество предложения с фиксированным уровнем цен уменьшается либо уходит на теневой рынок по реальному эквиваленту.
- Замедление повышения зарплаты, чтобы уровень спроса на товары не превышал уровень предложения. Данная мера весьма непопулярна у большинства населения по понятным причинам, поэтому также не может считаться панацеей.
- Среди наиболее эффективных мер можно назвать стимулирование роста производства, борьбу с монополиями, когда одна корпорация может задавать тон на весь ассортимент, который кроме неё больше никто не производит.