Как оформить земельный участок в собственность в 2018 году

Пошаговая инструкция по официальному оформлению участка
Получение земли в собственность представляет собой алгоритм, последовательность действий, в результате которых гражданину выдаётся свидетельство государства о том, что именно он является владельцем участка.
Самый длинный путь предстоит при первичном оформлении земли — приватизации или оформления участка, выделенного муниципальным органом для заявленных целей. Процесс медленный, и, если «от нуля» до получения полного пакета итоговых документов прошло менее года, это значит, заявителю повезло.
Необходимость оформления земли в собственность
Законодательством предусмотрено несколько ситуаций, требующих перерегистрации права собственности на земельный участок.
- приватизация. Требуется для оформления участка, на котором располагается недвижимость заявителя, например, гараж, или жилой дом, при условии, что эта земля в государственном или муниципальном владении.
- переоформление приобретённого участка. Ситуация возникает в случае приобретения недвижимости и земли в частной собственности, получении в дар, наследовании, обмене.
Нюансы приватизации
По закону, собственник недвижимости на участке имеет преимущественное право на его приватизацию. Но государство имеет право отказать и откажет такому претенденту в случае:
- участок находится в заповеднике (заказнике);
- на участке расположены военные сооружения;
- через участок проходят секретные линии коммуникаций;
- участок расположен на особо охраняемой территории.
В любом случае государство оставляет за собой право забрать землю себе при необходимости, выплатив компенсацию за возведённую недвижимость.
Первичное оформление земельного участка
Для осуществления любых юридически значимых действий с земельным участком необходимо, чтобы на участок был оформлен кадастровый паспорт.
Этот паспорт выдают в Росреестре по запросу, если участок уже состоит на учёте. Если участок оформляется впервые, необходимо сделать предварительные шаги и собрать дополнительный пакет документов.
Например: частный жилой дом находится на неприватизированном участке.
Шаг №1
Подать заявление о предварительном согласовании выделения участка в собственность. Заявление подаётся в муниципальный орган, владеющий этим участком. К заявлению прилагаются копии всех документов, обосновывающих право владения недвижимостью на участке и описывающие эту недвижимость:
- договор купли – продажи, или решение суда, или документы о наследовании/дарении и так далее;
- техпаспорт на строение;
- личный паспорт или доверенность.
Заявление рассматривается на сессии и выдаётся решение о том, что выделение участка предварительно согласовано, возражений нет. Это решение является основанием для шага №2.
Шаг №2
На участок оформляется межевой план и геодезическая съёмка.
Закон не ограничивает право собственника самостоятельно выполнить эту работу, но объём требований к итоговому документу предполагает квалифицированного исполнителя. Услуга найма сертифицированного инженера для межевания участка доступна в любом населённом пункте, её стоимость в регионах примерно 5000 рублей. Процедура многоуровневая, сложная, может занять время до полутора месяцев.
При спорных, или не установленных, границах территории, дополнительно потребуется межевание участков соседей, с которыми предстоит договариваться.
Шаг №3
Получив на руки межевой план подаётся повторное заявление в муниципальный орган о выделении участка под указанное целевое назначение. В этом примере под жилое строительство.
К заявлению прилагаются копии всех документов, что и в первый раз, с межевым планом. Заявление рассматривается на сессии и принимается решение о бесплатном или платном выделении земли в собственность.
Шаг №4
Необходимо собрать пакет документов для первичного получения кадастрового паспорта.
- Паспорт (доверенность, если не лично);
- Межевание;
- Отсутствие или наличие ограничений;
- Право собственности на участок;
- Категория земли;
- Целевое разрешение использования;
- Если участок в долевом пользовании, то документы на долю и согласие дольщиков.
Заявление и сопутствующие документы подаются в Росреестр в электронном виде через портал Госуслуги, или через МФЦ, или лично в территориальном представительстве.
Шаг №5
Право собственности необходимо зарегистрировать.
Заявление о регистрации права, полученный кадастровый паспорт и постановление о выделении земли снова подают в Росреестр.
Регистрация права собственности на зарегистрированный участок
Приобретение земли через куплю-продажу, или другим способом, считается недействительным, пока смена собственника не зарегистрирована государством.
Портал Госуслуги предоставляет исчерпывающую информацию по списку документов. Предоставляются:
- заявление по установленной форме;
- докуметы на право владения;
- кадастровый паспорт.
Документы подаются через МФЦ, или через портал Госуслуги, или в территориальном подразделении Росреестра. Сроки исполнения услуги определяются действующим законодательством. Услуга платная, взимается пошлина.