Князь Андрей Боголюбский – краткая биография

Миниатюра Князь Андрей Боголюбский – краткая биография

Князь Андрей (Боголюбский) из рода Мономахов был наречен так в честь апостола Андрея Первозванного. Он приумножил значимость северо-восточных русских земель, был очень мудр.

Юность и отрочество

Андрей Боголюбский – второй сын Юрия Долгорукого. Он появился на свет в Ростове. Его матерью была половецкая княжна Мария Кипчак. Мальчик имел всевозможные достоинства: осмотрительность, выносливость, умеренность и справедливость.

Кроме того, он был очень красив. С малолетства не поддавался мирским соблазнам, посвящая почти весь свой досуг молитве и чтению (особенно духовных писаний, благодаря которым учился благоразумию). Андрей Боголюбский строго придерживался постов и не отказывал в подаянии нищим, размышляя так: «Возможно, это Христос пришел проверить меня».

Князь Андрей оставался на родине с рождения и до 35 лет.

После 1130 года он женился на девушке по имени Улита. В то время ей было всего двенадцать, но тогда такой ранний возраст для вступления в брак не являлся чем-то необычным. У князя родилось четверо сыновей: Изяслав, Мстислав, Юрий и Глеб (святой).

Киевское противостояние

Когда между Юрием Долгоруким (правителем Ростово-Суздальского княжества) и его двоюродным братом Изяславом Мстиславичем (хотевшим завладеть плодородной Киевской землей) разразился конфликт, почти все русские князья приняли участие в споре.

Андрей, будучи признанным мужественным воином, призывал отца к ненасильственному способу урегулирования спора.

Изяслав, его двоюродный брат, также попросил князя Андрея прийти на помощь в преодолении ссоры. Но в 1149-ом году (после изгнания Изяслава) Юрий Долгорукий захватил Киев и провозгласил (в Вышгороде под Киевом) князя Андрея.

После смерти отца в 1157 году Андрей Боголюбский стал княжить в землях Владимирской, Ростовской и Суздальской. Совместно с отцовскими боярами, которые обладали значительной властью через военную поддержку киевских князей, он вытеснил своих младших братьев из земли Суздальской и Владимирской.

Князь Андрей никогда не стремился к обладанию Киевом (в том числе и потому, что ему больше по душе было Суздальско-Владимирское княжество).

Восхождение во Владимир как в столицу

В 1155 году Андрей Боголюбский стал самовластцем всей Суздальской земли (с городами Суздаль, Владимир и Ростов) и выехал из Вышгорода в Суздаль-Владимир-Ростовскую область.

Народонаселение этой территории превозносило Андрея, даже младшие сыновья Юрия Долгорукого, владевшие этими землями, против воли отца избрали князя Андрея их правителем.

Но он (к вящей боярской досаде) не переехал ни в Суздаль, ни в Ростов, а перенес столицу во Владимир, где воздвиг христианский и гражданский центр под именем Андрея Боголюбского (Возлюбленного Богом). В Суздаль-Владимир-Ростовской области князь сформировал крупную вотчину и имел там большое признание и авторитет.

В течение всех двадцати лет в ипостаси князя Русского Севера Боголюбский имел возможность наблюдать, как его сродники боролись за влияние в Киевской Руси. И он понял, что желает построить город Владимир на Клязьме (в честь его деда – Владимира Мономаха) – и сделать его столицей.

По легенде, связанной с возведением владимирских Золотых ворот, когда работа была близка к завершению, ворота внезапно упали, покрыв 12 человек.

Каждый, кто стал очевидцем этого несчастного случая, думал, что все пострадавшие сразу же погибли под обломками. Но князь молился Божией Матери и доставил «Владимирскую Икону» на место аварии.

Произошло необъяснимое: после того, как убрали обломки, обнаружилось, что все 12 человек остались целыми и здоровыми. В знак этого чуда Андрей построил храм возле ворот. Восстановленные в 1867-ом году Золотые Ворота сейчас располагаются в военном музее, который включает диораму старого Владимира, разоренного кочевниками.

Географическое положение Владимира (на реках Клязьма и Ока) позволяло легко взаимодействовать с Киевом и всей Южной Русью. Владимир позиционировался, как безупречный торговый и общеполитический центр. Там Боголюбский намеревался осуществлять широкие стройпроекты.

Управляя своими владениями, князь Андрей требовал не только подчинения, но и пытался снизить устоявшийся политический потенциал бояр в наследуемых им землях.

У булгар (соседей киевлян на востоке), были коммерческие взаимоотношения с русскими, хотя их договоренности часто нарушались. Князь обратил большинство из них в христианство, особенно купцов Владимира.

Кончина Андрея Боголюбского

Придворные совершили заговор, в результате которого произошло убийство князя (в ночь на 28 июня 1174). Двадцать недовольных бояр ворвались в комнату Андрея Боголюбского и убили его прямо в постели.

Среди них был и брат его жены, Яким Кучка, который желал отомстить за казнь родственника. Князь Андрей всегда был очень щедр к семье своей жены.

По мнению некоторых ученых, отец князя Андрея, Юрий Долгорукий, приказал расстрелять Кучку, а затем отвез дочь в Киев, чтобы отдать в жены его сыну Андрею. Боголюбский стал невинной жертвой этой мести.