Кто такие аварцы

Фото Кто такие аварцы

Этноним, численность и расселение

Аварцы – один из древнейших народов Северного Кавказа.

В научной среде существует много различных теорий о происхождении названия коренного народа, одна из самых популярных гипотез основывается на теории лезгинов –  Кавказских народов, проживающих в Республике Дагестан, другая версия основывается на происхождении этнонима от тюркского слова авар – дерзкий, по другой точке зрения  аварцы – народ, проживающий на территории горных районов Дагестана.

Во всем мире проживает около одного миллиона аварцев, восемьдесят процентов из которых проживает в России, соответственно, около двадцати процентов населения являются гражданами  Турецкой и Азербайджанской Республики.

Аварцы проживают в горной части регионов Северокавказского Федерального округа, Тбилиси и Кварельском районе Грузии, значительная часть  населения в современной эпохе проживает в приграничных районах Азербайджана и Турции, а также малочисленные этнические группы зафиксированы на территории  Ближнего Востока.

Этнические группы

Состав аварского населения включает в себя этнические группы: андийцы, дидойцы, арчинцы, ахвахцы, каратинцы, тиндинцы, багулалы, чамалинцы, годоберинцы, ботлихцы, хваршины, бежтинцы, гунзибцы.

Каждая этническая группа хранит традиции и обычаи своего народа, при этом адаптируясь к культуре и жизни в различных странах мира.

Язык

Аварский язык относится к тюркской группе северокавказской семьи, при этом имеет два  диалекта: северный и южный.

Жители Республики Дагестан владеют аварским, русским, а жители приграничных районов Черноморско-Каспийского региона, соответственно, владеют языками тюркской группы, азербайджанским и турецким, потому что имеют общие корни в словосочетаниях, схожие с аварским языком.

Религия

Основной религией аварцев является ислам суннитского толка. Согласно историческим данным, начиная от XII века, ислам распространяется от Дербента до других районов республики.

Религиозным памятником архитектуры является Кородинская мечеть, а главным святым местом для мусульман – является мечеть Масджид Аль-Харам в Мекке (Саудовская Аравия).

Происхождение и история

В научной литературе существует много гипотез о происхождении аварского населения, рассмотрим основные из них:

  1. Аварцы – кочевой народ восточно-иранского происхождения, вторгшийся на территорию Средней Азии и завоевавший данную территорию, создавший макросемью сино-кавказцев.
  2. Авары – предки  протомонголов.
  3. Авары являются предками евразийских аваров вархонитов – кочевой народ, переселившийся из Средней Азии в Центральную Европу, создавший государство Аварский Каганат в 6 веке.

Однако достоверной информации о генетическом происхождении аваров на сегодняшний день нет, ученые определили, что по генетическому коду аварцы были схожи с поляками, иранцами, осетинами, чеченцами, курдами, абазинцами.

Расцвет Аварского государства

Государство аварцев называлось Сарир, оно распологалось между территорией аланов и хазар, эти данные зафиксированы в источниках арабского путешественника ал-Масуди.

Согласно историческим данным, арабского исследователя Ибн Русте, государство Сарир, располагалось на территории, простирающейся от южной Черкессии до северной части Азербайджана, расцвет государства был при правлении царя Авара, который вступил в политический союз с аланами, заключив династический брак между народами, против борьбы с приграничными государствами.

От монголов до войн с персами

В 1222 г монгольскими ханами во главе с Джебе и Субудаем совершались две попытки завоевания горного района Дагестана – Аварского государства, однако аварское население мужественно выстояло все битвы, таким образом, между ордынцами и аварцами был заключен политический союз, основанный на династических браках наследников ханов.

При этом аварцы были посредниками в сборе дани и разделении золотых резервов Золотой Орды, благодаря этому аварский народ получил значительную поддержку от монголов и расширил свои территории.

Экспансия XVI-XVII века

Аварские ханы начали активное расширение своих территорий до Северного Азербайджана, подчинив племена: багвалинцев, чамалинцев, тиндинцев.

Омар-Хан Аварский – великий человек в истории кавказского народа, который достиг вершины своего могущества, посредством захвата новых территорий.  Таким образом, успешная внешняя и внутренняя политика хана Омара Аварского способствовала созданию крепкого и могущественного государства.

Кавказская война и Имамат Шамиля

В результате присоединения Кавказа к России в 1803 года, часть Грузии и Аварского ханства вошли в состав Российской Империи. Аварцы – свободолюбивый, воинственный и сильный народ, который не хотел терпеть чужую власть и тяжелые денежные поборы.

Попытки борьбы за независимость и внедрение политики шариата, предпринимались Гази – Мухаммедом, Гамзат – Бэком. Однако, только Имам Шамиль смог бороться за независимость народа, он впервые создал имамат – независимое государство на территории современного Дагестана и Чечни.

Конец священной войны

Шамилю приходилось воевать на двух фронтах: против Российской Империи и во внутренней междоусобной войне, тратя силы на решение внутренних и внешних проблем,  авторитет лидера стал постепенно падать, народ уставал от постоянных военных действий и человеческих жертв, что способствовало изменению баланса военно-политических сил, часть аварской армии стала поддерживать  Российскую Империю.

Имам Шамиль был пленен и с почестями доставлен к Александру II, царские военнослужащие уважали его за храбрость, силу и мужество.

В результате ликвидации Аварского ханства, был организован аварский круг – административная единица Республики Дагестан, часть народа эмигрировала в Османскую Империю. Для сохранения мирных отношений и союза, аварский народ получил привилегии и почести, возможность служить в подразделения царского конвоя.

В составе СССР

После образования СССР, была создана Дагестанская АССР.

В 1930 годах  аварский язык был переведен на латынь и кириллицу, в школах и вузах стали активно преподавать родной язык, население региона становилось более образованным и интеллигентным.

Традиционный уклад жизни

В основе социального уклада жизни аварского народа были общины, включающие  в себя около ста – двести домов, во главе общины был старшина, избираемый на местном собрании, главным занятием было сельское хозяйство, однако в эпоху царизма, власти и контроля Российской Империи, общины пришли в упадок.

Традиционным поселением аварцев была крепость, ограждающая от вражеских отрядов, в центре поселения была мечеть, в домах важным элементом декора был очаг и столб с декоративным узором. Основными видами деятельности были: скотоводство, земледелие, садоводство и сельское хозяйство, благодаря хорошему климату и плодородной почве, урожай был хорошим и большим.

Аварский народ имеет свой национальный фольклор в виде: различных песен с использованием национальных инструментов: чагана, чагур, лалу, балалайка. Важным элементом национального декора является свастика и мальтийские кресты, ручные ковры.

Традиционная одежда

В основе традиционной одежды были: нательная рубаха, штаны, бешмет – кофта ( верхняя одежда), на голову надевали папаху – лохматую белую шапку из овчины.

Национальная одежда у женщин: разнообразные цветовые гаммы платьев и платков с национальным орнаментом, обувь и украшения.

Образ волка в культуре

Волк в культуре аварского населения – символ силы, веры и мужества, потому что аварцы это свободолюбивые и сильные люди, которые всегда боролись за независимость и справедливость, этот символ почитается у них, как похвала и счастье.

Национальная кухня

Национальная кухня богата и разнообразна, самыми популярными вкусными блюдами являются: шашлык, хинкал (кусочки теста, сваренные в мясном бульоне, подаются с вареным мясом), суп чурпа из чечевицы, сушеное мясо, круглые лепешки чуду и ботишалы с разными начинками, курзе (аналог мантов и пельменей).

Из сладких деликатесов стоит отметить: халву, грецкие орехи в медовой начинке и воздушную кукурузу.