Доппельгангер или доппельгенгер (немец. Doppelgänger «двойник») – таинственное существо, часто воплощавшее темную сторону личности, его вытесненные бессознательные желания, умеющее превращаться в любого, полностью дублируя черты его внешности и характера.
В древности этих сущностей боялись, поскольку они не просто крали чужую индивидуальность, а могли полностью заменить личность.
Переводится это слово с немецкого как двойник, копировальщик.
При всем вышесказанном нужно учесть, что доппельгангер не просто внешнее подобие человека, а личность, которая обладает абсолютно всеми характеристиками оригинала – привычками, нравом, внешним видом, а значит и найти отличия между ним и реальным человеком нереально.
Ужас наводит и тот факт, что доппельгангер не просто подменяет человека, как правило, он его убивает, либо столь сильно на него воздействует, в своем роде подпитываясь, что тот впоследствии теряет рассудок и перестает быть собой, чего, собственно и добивается доппельгангер, занимая социальную нишу уничтоженной им личности.
Доппельгангер в литературе
Образ доппельгангера часто использовался в литературе эпохи романтизма. Как правило, такой персонаж не отражался в зеркале и его появление непременно предрекало гибель человека, которого он копировал.
Доппельгангеров можно встретить в произведениях Гофмана, где их окутывает атмосфера демонизации и всепоглощающего ужаса. Тема мистических двойников поднималась и в произведениях Эдгара Аллана По, Шеридана Ле Фаню, Роберта Стивенсона («Доктор Джекил и мистер Хайд»), Хорхе Луи Борхеса.
Среди русских классиков об этом феномене писали Николай Гоголь («Нос»), Федор Достоевский («Двойник»), Александр Пушкин («Уединенный домик на Васильевском острове»), Андрей Белый («Петербург)».