Публичная оферта – что это такое простыми словами
Общая информация для всех видов оферт
Наверняка, многие слышали или видели понятия “оферта” или “публичная оферта”. Что же это такое?
Под офертой подразумевают предложение заключить сделки с лицом или группой лиц. Оферта представляет собой устное (реже письменное) предложение заключить договор с изложенными в нем условиями сделки.
Данный вид договора вступает в силу после получения согласия (акцепта) от адресата/акцептанта (лица, которому направлено предложение) согласно 440 и 441 статьям ГК (Гражданскому Кодексу) РФ.
Фактически оферта не является договором (лишь коммерческим предложением), но она имеет юридическую силу, как и договор.
Для оформления любого вида оферты необходимо:
Указать точную информацию о товаре или же услуге, которые необходимо продать.(цену,
характеристику и т.д.).
Способы перевода средств за товар/услугу.
Методы заключения сделок.
Контакты продавца (номер телефона, адрес и т.п.).
Полное название товара или услуги.
Ответственность за плохое качество продукции.
VIDEO
Публичная оферта
Публичная оферта – одна из видов оферт . Итак, публичная оферта – это предложение заключить договор с неопределенным (большим, неограниченным) кругом лиц.
Если предложением может воспользоваться только определенный сегмент населения, то такое предложение нельзя назвать публичной офертой, так как для публичной оферты характерна общедоступность. Такие предложения распространяется в интернете, рекламе, журналах, СМИ, на баннерах и т.д.
Данное предложение характеризуется тем, что чаще всего имеет устную форму , не требует подписания дополнительных документов, дает определенные гарантии, покупателем выступает любое лицо.
Понятие “публичная оферта” имеет много нюансов, поэтому у людей часто возникают сложности с пониманием, также имеет место замена понятий. Часто определение “цена” приравнивают к определению “публичная оферта”.
Правдиво ли суждение о том, что эти понятия синонимичны? Данный вопрос является спорным.
Многие юристы дают на него отрицательный ответ. Цена является одним из пунктов договоров оферты. Она больше приближена к рекламе и выполняет роль привлечения клиентов.
Помимо цены люди сравнивают с публичной офертой рекламу. Эти понятия точно нельзя считать синонимами. Не вся реклама является публичной офертой.
Сама по себе реклама не содержит точных данных о товаре/услуге. Почти все рекламы направлены на привлечение покупателя к продукции. Реклама может выступать публичной офертой если в ней будут прописаны все пункты необходимые для данного вида оферты.
За нарушение публичной оферты, как и за нарушение других договоров, предусматривается ответственность. Лица, вступившие в договорные отношения, должны выполнять свои обязательства, если этого не происходит, то наступает ответственность, которая регулируется Гражданским Кодексом РФ.
VIDEO
Для лучшего понимания материала подведем итог примерами.
Программист публикует на различных сайтах предложения со своими услугами. В своей рекламе он указывает все условия сделки (свое рабочее время, тарифы, способы оплаты, тип услуг, и т.п.) В этом случае предложение является публичной офертой. Покупатель имеет право требовать исполнения всех условий сделки и любую услугу, описанную программистом в предложении, а программист обязан предоставить покупателю интересующую его услугу.
В продуктовом магазине продавец расставил товар на полках и витринах. Этот случай также является публичной офертой. Выставляя продукцию на витрину, продавец делает предложение купить товар неопределенному кругу лиц. В этом случае продавец обязан продать товар всем желающим независимо от личного отношения, пола, религии, национальности, возраста (если не предусмотрен запрет согласно закону, например, на алкоголь или табака.) и т.д.
Владелец интернет-магазина размещает на своем сайте рекламу о продаже помады известных фирм, в своей рекламе он указывает условия сделки (сроки доставки, ответственность за некачественный товар), сведения о товарах (цена, производитель, цвета, размер и т.д.), указывает, что сделка является одновременно договором и офертой, а также, что она предназначена для физических и юридических (фирм) лиц. Без сомнений это предложение/рекламу можно назвать публичной офертой. В данном случае в рекламе прописаны главные признаки, указывающие на публичную оферту, владелец магазина обладает обязанностями, как и в прошлых примерах.
Магазин, торгующий одеждой, размещает в интернете и на плакатах рекламу о новой летней коллекции. В рекламе люди могут увидеть фотографии моделей, различные описания фасона и модный принт, адрес магазина. В этом случае реклама не является публичной офертой. Данная реклама направлена на привлечение покупателей в магазин, она не несёт в себе точной, полной информации о товаре и условиях сделки.