Публичная оферта – что это такое простыми словами

Общая информация для всех видов оферт

Наверняка, многие слышали или видели понятия “оферта” или “публичная оферта”. Что же это такое?

Под офертой подразумевают предложение заключить сделки с лицом или группой лиц. Оферта представляет собой устное (реже письменное) предложение заключить договор с изложенными в нем условиями сделки.

Данный вид договора вступает в силу после получения согласия (акцепта) от адресата/акцептанта (лица, которому направлено предложение) согласно 440 и 441 статьям ГК (Гражданскому Кодексу) РФ.

Фактически оферта не является договором (лишь коммерческим предложением), но она имеет юридическую силу, как и договор.

Для оформления любого вида оферты необходимо:

  1. Указать точную информацию о товаре или же услуге, которые необходимо продать.(цену,
    характеристику и т.д.).
  2. Способы перевода средств за товар/услугу.
  3. Методы заключения сделок.
  4. Контакты продавца (номер телефона, адрес и т.п.).
  5. Полное название товара или услуги.
  6. Ответственность за плохое качество продукции.

Для лучшего понимания материала подведем итог примерами.

  1. Программист публикует на различных сайтах предложения со своими услугами. В своей рекламе он указывает все условия сделки (свое рабочее время, тарифы, способы оплаты, тип услуг, и т.п.) В этом случае предложение является публичной офертой. Покупатель имеет право требовать исполнения всех условий сделки и любую услугу, описанную программистом в предложении, а программист обязан предоставить покупателю интересующую его услугу.
  2. В продуктовом магазине продавец расставил товар на полках и витринах. Этот случай также является публичной офертой. Выставляя продукцию на витрину, продавец делает предложение купить товар неопределенному кругу лиц. В этом случае продавец обязан продать товар всем желающим независимо от личного отношения, пола, религии, национальности, возраста (если не предусмотрен запрет согласно закону, например, на алкоголь или табака.) и т.д.
  3. Владелец интернет-магазина размещает на своем сайте рекламу о продаже помады известных фирм, в своей рекламе он указывает условия сделки (сроки доставки, ответственность за некачественный товар), сведения о товарах (цена, производитель, цвета, размер и т.д.), указывает, что сделка является одновременно договором и офертой, а также, что она предназначена для физических и юридических (фирм) лиц. Без сомнений это предложение/рекламу можно назвать публичной офертой. В данном случае в рекламе прописаны главные признаки, указывающие на публичную оферту, владелец магазина обладает обязанностями, как и в прошлых примерах.
  4.  Магазин, торгующий одеждой, размещает в интернете и на плакатах рекламу о новой летней коллекции. В рекламе люди могут увидеть фотографии моделей, различные описания фасона и модный принт, адрес магазина. В этом случае реклама не является публичной офертой. Данная реклама направлена на привлечение покупателей в магазин, она не несёт в себе точной, полной информации о товаре и условиях сделки.