Сара Бернар – биография

Фотография Сара Бернар – биография

Актриса Сара Бернар

Среди знаменитых актеров прошлого имя Сары Бернар стоит особняком. Она была сверх популярна и знаменита в свое время. Ее называли «божественной» и «несравненной». И даже самой знаменитой среди актеров всей истории.

Но теперь ее имя почти забыто. Мало кто из людей, не имеющих отношения к искусству и истории театра, вспомнит, кто она была такая. Но это абсолютно несправедливо. Сара Бернар давно и прочно вписала свое имя в историю искусства, театра и вообще культурной жизни Европы и Америки.

Биография великой актрисы

Будущая звезда театра родилась в Париже в 1844 году. Мать Сары Бернар, Юдифь, переехала в столицу Франции и начала зарабатывать профессий куртизанки. Такая жизнь ей очень нравилась, и приносила больше дохода, чем ее предыдущая профессия модистки.

Но рождение дочери очень помешало матери, ей было неудобно встречаться с постоянными клиентами. Поэтому Сару отправили в Бретань, где девочка и прожила с кормилицей до 4 лет. В те времена это было обычной практикой.

Кстати, настоящий отец актрисы так и остался неизвестным. Называли разных мужчин, но ясности в этом вопросе не возникло.

Детство у девочки было довольно безрадостным: она подолгу жила вдали от матери, с разными няньками и кормилицами. С ней произошел несчастный случай – загорелось ее платье. Потом она сломала ногу, упав с рук няньки. Наконец, мать все-таки забрала девочку к себе. И в возрасте 9 лет очередной поклонник матери помог устроить ребенка в частную школу.

Видимо, благодаря такому странному детству, у Сары развилась повышенная нервная чувствительность. У нее нередко бывали нервные припадки, которые потом преследовали ее всю жизнь.

Здоровье у Сары с детства было слабое, и врачи говорили, что она, возможно, не проживет долго. У девочки развилась мнительность, странная восторженность, она то воображала себя в монашеских одеждах, то лежащей в гробу.

Но в реальности Сара попала на представление в Комеди Франсез. И это предопределило всю ее дальнейшую жизнь. В 13 лет она начинает учебу в классе  национальной драматической школы.

Разумеется, для поступления ей составили протекцию, один из поклонников ее матери, но она сама много и долго готовилась к экзаменам. Дикцию ей преподавал сам Дюма-отец. И успешно. Так что победа на вступительных экзаменах была вполне заслуженной.

Творческая жизнь

Дебют будущей знаменитости состоялся в Комеди Франсез в 1862 году. Но большой славы юная актриса не тогда снискала. И театральные критики не усмотрели в ее игре большого таланта. Вскоре Сара покидает театр.

О последующих годах ее почти ничего неизвестно. Но через 4 года у нее родился сын, которого надо было как-то содержать. Сара поступает в театр, второй по значимости после Комеди Франсез – в Одеон.

С этого момента к актрисе приходит успех, впоследствии она работает во многих французских театрах. Актриса много гастролировала не только по Европе, но была и в Америке, Северной и Южной. Несколько раз приезжала в Российскую империю и давала представления в обеих столицах и в других крупных городах России.

Во время гастролей в Латинской Америке с ней случилось несчастье, она повредила ногу и очень серьезно. Через 10 лет травма дала о себе знать. В 1915 году Сара Бернар лишилась ноги. Тем не менее, свою творческую деятельность она не прервала.

Во время Первой мировой актриса приезжала со спектаклями на фронт. За творческую работу во время боевых действий была отмечена высшей наградой Франции.

Театр она покинула всего за год до смерти. Умерла Сара Бернар в 1923 году. От тяжелой и продолжительной болезни.

Критика театральной деятельности

Несмотря на всеми признанный успех, многие деятели искусства, писатели и не только, не считали Сару Бернар выдающейся актрисой. При жизни ее много и часто критиковали. Среди критиков, отрицающих талант Бернар, были знаменитые русские писатели И. Тургенев и А. Чехов.

А также русская и советская писательница, драматург и переводчик Т. Щепкина –Куперник. Свое негативное отношение к творчеству актрисы высказывал русский общественный деятель, писатель и театральный критик А. Суворин.

Все эти критики считали, что Бернар слаба, как актриса, что настоящий талант она подменяет просто хорошо отточенной техникой игры. А ажиотаж вокруг ее имени обусловлен повышенным внимание прессы, которая больше интересуется личной жизнью актрисы, чем ее профессиональными качествами. К тому же тогдашние СМИ создавали нездоровый интерес к предстоящим спектаклям, аналог современных пиар-компаний.

Тем не менее, К.Станиславский и другие театральные деятели считали игру Бернар образцовой с точки зрения мастерства и отточенной техники. В любом случае, актриса навечно внесла свое имя в списки самых знаменитых деятелей искусства, театра и кино в истории человечества.